Алла Тарасова : Неугасимая Звезда

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна: http://tarasova2007.narod.ru

Напишите мне


Алла Тарасова

От автора

Мои Богини! Что вы? Где вы?
Внемлите мой печальный глас:
Все те же ль вы? Другие ль девы,
Сменив, не заменили вас?
А.С. Пушкин


Это не было любовью с первого взгляда (у меня вообще такое редко бывает).

В моем любимом альбоме с фотографиями советских и зарубежных актеров прошлых лет была всего одна фотография Аллы Константиновны Тарасовой - именно та, которая помещена вверху страницы. Возможно, это не самая лучшая ее фотография.

Алла Тарасова - одна из двух любимых актрис моей мамы. Постепенно они стали и моими любимицами, одна - с четвертого или пятого взгляда, другая - с девятого или десятого (так бывает). Волей-неволей приходится их сравнивать. Сравнение двух несравнимых предметов может быть весьма полезным для того, чтобы прояснить отношение к ним обоим.

Любовь Орлова внушала людям чувство безумной и неземной любви. Алла Тарасова вызывала безмерное уважение, поклонение и любовь вполне земную. Они были такими разными, и обе стали Идеалом, каждая в своем роде.

Вот парадокс:

Любовь Орлова играла, в основном, современниц, советских девушек или женщин. Но зрителям она казалась совершенно нереальной, "надмирной", неземной. Любовь к ней носила характер обожания средневековыми рыцарями их Дам Сердца. В их честь исполнялись серенады и совершались подвиги, о них можно было мечтать и вздыхать, но мечта о любви такой Дамы часто была просто несбыточной. Мужчины СССР могли только безнадежно грезить о божественной Любови Орловой, но дальше воздыханий и молчаливого обожания дело не шло. Красива, как богиня, призрачна, как грёза, недосягаема, как Полярная звезда. Она была воплощением Идеального Типа Женщины Запада, привлекательной, манящей, но все же чужеродной для славянской культуры.

Алла Тарасова играла, в основном, героинь прошлого. Ее героини, начиная с простых баб, благородных барышень и заканчивая королевами, жили задолго до революции и не имели к советской действительности ни малейшего отношения. Но она казалась совершенно реальной, земной женщиной. Она была настоящей, живой, ее можно было любить с надеждой встретить хоть не такую, но немного похожую, подобную. Ее образ вобрал в себя лучшие черты реальных женщин, современниц, живущих рядом. (Хотя в обычной жизни Алла Константиновна не была и не стремилась быть идеалом).

Письмо Татьяны Онегину в исполнении Аллы Тарасовой
(прислал О.В. Ежков, г. Москва)

В ней нашел воплощение Идеальный Женский Тип, соответствовавший представлениям славянских мужчин и мужчин Востока. Именно такой должна быть Женщина, Любимая, Жена, Мать. На такой нужно жениться, если хочется создать крепкую и дружную семью, иметь здоровое потомство. Никаких изможденных, вымороченных 90-60-90. Крепкая, статная, плотная, "кровь с молоком". Этакая аппетитная "пышечка сметанная", яблочко наливное. Не Золушка, не Принцесса, а Королева. Благородная, искренняя, страстная, темпераментная, горячо любящая, преданная и верная. Настоящая Славянская Красавица (чи то гарна та й справна украiнска молодиця).

Это был любимый женский тип Льва Толстого. Его самые известные и любимые героини - Наташа Ростова (после замужества), Анна Каренина, Катюша Маслова - внешне были именно такими, да и по характеру тоже напоминали Тарасову (или, точнее, она напоминала их).

Это был любимый женский тип И.В. Сталина. Замечательная оперная певица Вера Давыдова, которую он преследовал своей любовью, была внешне похожа на Тарасову. Не зря же он вздыхал и охал, глядя на Орлову: "Какая маленькая, какая худенькая!" А при взгляде на Тарасову вождь народов, должно быть, испытывал глубокое удовлетворение - у нее с женскими формами все было в полном порядке.

Вера Давыдова

(Любопытно, что он любил приходить в МХАТ к концу финального акта "Анны Карениной". Вероятно, он, как и Гитлер, был некрофилом. Получал удовольствие не только от уничтожения миллионов людей в лагерях, но даже от гибели любимой актрисы под колесами поезда на театральных подмостках).

И еще это любимый женский тип Испании. Кармен - такая, какой ее описал Проспер Мериме и какой ей поставили памятник в Севилье. Типичная испанка - невысокая, плотная, крепко сбитая, с пышными формами, весьма далекими от истонченных стандартов франко-англо-американских топ-моделей. Жгучий темперамент, жаркая страсть, бронебойный характер, упорство и уверенность в себе - это все о ней, о Кармен. И о Тарасовой тоже.

Памятник Кармен в Севилье

По моему скромному мнению, лучшей ее работой, недосягаемой вершиной для других актрис была, есть и навсегда останется роль Елены Ивановны Кручининой в фильме "Без вины виноватые" по пьесе А. Островского. Прекрасно сыграла эту роль в одноименном телевизионном спектакле Элина Быстрицкая. Хороша была в этой роли и Галина Вишневская в телевизионном фильме "Провинцильный бенефис". Безусловно, можно сыграть хорошо, можно сыграть по-другому. Невозможно одно - сыграть лучше. Чтобы определить исполнение Тарасовой, подойдет только один эпитет - гениально! Только начните смотреть этот старый черно-белый фильм - Вы не сможете оторваться, Вы не сможете не поверить, Вы не сможете не восхититься искренностью, добротой и благородством души этой прекраснейшей женщины! Вы поймете, в чем состоит истинная красота человека. Вы согласитесь с А. Горьким - "Человек - это звучит гордо!" И Вы непременно оцените потрясающее мастерство Великой Актрисы.

Потрясающе сыграла она в "Грозе". Кажется, что она была просто создана для этой роли (или роль написана специально для нее). Такой надлом, такое искреннее страдание чувствуется в ее Катерине, столько дремлющих светлых сил оказалось загублено - и все это показано с гениальной достоверностью и убедительностью. Весь фильм сделан великолепно, ансамбль актеров подобран безупречно, вся атмосфера бездуховного мещанского быта передана так правдиво, так красочно, такими широкими сочными мазками кисти большого мастера. Невозможно не восхититься мастерством режиссера и, разумеется, впечатляющей игрой главной актрисы. В этой картине можно увидеть и знаменитые "слёзы Тарасовой", которые никого и никогда не оставляли равнодушными, ведь они были настоящими, лились из ее сердца, поскольку были вызваны личными болезненными воспоминаниями и переживаниями.

Я, конечно, обожаю и ее Анну Каренину. Разумеется, я не могла видеть ее в знаменитом спектакле МХАТа, поставленном еще самим В.И. Немировичем-Данченко. Я говорю о так называемой "неудачной" экранизации этого спектакля с ее участием в 1953 году.

Этот роман Л. Толстого в ХХ веке экранизировали много раз. Анну Каренину играли безусловные звезды: Мария Германова (1914), Бетти Нансен (1915), Грета Гарбо (1927, 1935), Вивьен Ли (1948), Алла Тарасова (1953), Клэр Блум (1961), Татьяна Самойлова (1968), Майя Плисецкая (1971), Жаклин Биссет (1985), Софи Марсо (1997).

Я видела в этой роли, кроме Тарасовой, еще двоих: Вивьен Ли и Татьяну Самойлову. Самойлова, вне всяких сомнений, превзошла зарубежную звезду. Но я скромно предпочитаю Тарасову. При всех реальных и мнимых недостатках - возрасте, некоторой "тяжеловесности" и, возможно, излишнем мелодраматизме игры, при всей пуританской сдержанности и академичности постановки.

Честно говоря, мое позитивное отношение сложилось не сразу. После первого просмотра Тарасова меня слегка ужаснула, Массальский слегка разочаровал, а Соснин - абсолютно восхитил! Все мое внимание было приковано к одному герою - Каренину. Он перестал для меня быть просто литературным персонажем, а стал живым, настоящим человеком - с внешностью и голосом Николая Соснина. Я открыла для себя этого потрясающего актера. Как жаль, что его так мало снимали в кино. Во время второго просмотра я с любопытством разглядывала Тарасову. А с третьего раза уже совсем "вошла во вкус"..

Анна Каренина в представлении художника

Анна Каренина в исполнении Аллы Тарасовой

За что же люблю именно эту роль?

Во-первых, даже эта поздняя экранизация позволяет судить о той Карениной-Тарасовой, которая в 1937 году свела с ума всю Москву. Её женская суть осталась неизменной, разве что прибавилось полезного для этой роли жизненного опыта - она оставила Москвина и ушла к Пронину, вопреки общественному мнению и противодействию начальства. Чем не Каренина? Или это всё же из другой "оперы"? "Любовь - дитя, Дитя свободы, Законов всех она сильней..."

Во-вторых, восхищает и завораживает ее решительность и отчаянная смелость. Какой же нужно быть смелой, чтобы играть не "по Толстому", а по-своему! Она играет не Каренину, она играет себя. И (или) Кармен. Не знаю, не могу судить, в чем состоял режиссерский замысел В.И. Немировича, но без ее собственной "оригинальной трактовки" тут явно не обошлось. Мощь ее личности просто не укладывается в тесные рамки сюжета. Она играет все с той же "нерассуждающей страстностью", как и 16 лет назад (по снайперскому выражению Виталия Вульфа). О, да! Тут нет ни сомнений, ни моральных терзаний, ни угрызений совести. Она любит, и уже только поэтому она права. Это и есть логика Кармен.

Кто-то (не помню, кто) однажды высказал интересное замечание о постановках оперы "Кармен": "Обычно Кармен представляют эдакой тигрицей, а Хозе - робким ягненком, так что в финале кажется странным, что это он ее зарезал, а не наоборот". Примерно так же выглядит и ситуация в данной постановке "Анны Карениной". Кажется таким странным, что Анна-Тарасова покорно подчиняется воле своего мужа, терпит навязанные им условия. Ведь в ней чувствуется такой заряд энергии и силы, такой напор воли и страсти, что кажется - нет такой преграды, которую она не смогла бы преодолеть, нет такой ситуации, из которой она не нашла бы выход. В этом - вся Тарасова! И Лев Толстой "отдыхает". Он, конечно, не мог и представить себе такого поворота - Каренина-Кармен. Да еще 55-летняя. Да еще с проскальзывающим время от времени малороссийским акцентом - мягким украинским "г". Звучит премило и выглядит презабавно. Как прикажете "бороться" с великими актрисами, если они великие во всём, даже не в самых лучших своих творениях?

Монолог Анны Карениной в исполнении Аллы Тарасовой

"Сколько нужно отваги, чтоб играть на века, как играют овраги, как играет река..." - Пастернак написал о ней эти строки, когда ей было уже 59. Она оставалась все той же - самой собой, в любом возрасте, в любой роли, всегда.

Она была особенной. Ведущая актриса ведущего драмтеатра страны. И официальное признание тут не при чем. Этот статус, присваиваемый поклонниками и критиками, не дается просто так, незаслуженно. А она носила его на протяжении всей своей творческой жизни. Она была, есть и останется Прекрасной, Вечной, Неугасимой Звездой российского театра и кино, "Королевой русской сцены", как ее называли при жизни, безмерно талантливой, поразительно интересной и необыкновенно красивой Женщиной, Актрисой, Человеком.

И я очень хочу, чтобы о ней помнили!

Elena_M

Urbis et Orbis / Городу и миру

Мой новый блог

Urbis et Orbis / Городу и миру

 

******************************

P.S.

Для любителей сравнений и ранжирования:

Существуют разные виды и жанры театрального искусства. Не имеет смысла сравнивать их между собой, и именно поэтому лишено смысла сравнение актрис, добившихся успеха в разных жанрах. Оно будет столь же некорректным, как сравнение спортсменов, выступающих в разных весовых категориях.

Позволю высказать свое Очень субъективное суждение:

в жанре Мюзикла звездой №1 советского искусства была Любовь Орлова.

в жанре Комедии - Рина Зеленая.

в жанре Трагикомедии - Фаина Раневская.

в жанре Трагедии - Алла Тарасова.

Во все времена у всех народов Королевой театрального искусства признавалась Трагедия.

"Имеющий уши да услышит..."

P. P.S.

Не могу удержаться, чтобы заодно не высказаться и о составе мужской "команды звезд":

в жанре Мюзикла звездой №1 советского искусства был Николай Крючков (или Евгений Самойлов).

в жанре Комедии - Игорь Ильинский.

в жанре Трагикомедии - Алексей Грибов.

в жанре Трагедии - Николай Симонов (или Николай Черкасов).

Хочу пояснить: эти перечни отражают не мои личные вкусы и пристрастия, а мои представления о вкусах и пристрастиях зрителей 1930-1950-х годов. Если бы кому-то в то время пришло в голову провести социологический опрос и составить рейтинг, то, вероятно, получилась бы примерно такая картина. Только вот не до опросов тогда было, а про слово "рейтинг" и слыхом не слыхивали наши соотечественники в то славное и страшное время. (Данные перечни составлены по результатам моих собственных "опросов" зрителей старшего поколения).

А вообще, с настоящими Звездами - актерами и актрисами - в советское время всё было в полном порядке. В том смысле, что таковые имелись, к тому же, в изрядном количестве. В отличие от наших дней. Видимо, "сталь закаляется" гораздо лучше в противостоянии трудностям и опасностям. Сейчас, слава Богу, нет таких опасностей, но исчезли и Звезды. C'est la vie.

А еще я люблю пошутить. Поэтому на сайте появились страницы-бонусы.


Copyright © 2007-2012 Алла Тарасова. All rights reserved