Алла Тарасова : Неугасимая Звезда

< Петр Первый >

Напишите мне


Алла Тарасова в роли Екатерины Первой

Петр Первый (1-я серия)

1937 г ., СССР, 103 мин. ч/б, игровой, "Ленфильм"
Фильм восстановлен в 1965 г. на к/с "Мосфильм"
31.08.1937 выпуск на экран

Режиссер Владимир Петров
Сценаристы Владимир Петров, Алексей Толстой
Операторы Вячеслав Горданов, Владимир Яковлев
Художник-постановщик Николай Суворов
Художник Антон Анджан (художник по гриму)
Композитор Владимир Щербачев
Звукорежиссер Захар Залкинд

В ролях:
Николай Симонов, Николай Черкасов, Алла Тарасова, Михаил Жаров, Михаил Тарханов, Виктор Добровольский, Ирина Зарубина, Александр Лариков, Федор Богданов, Герман Орлов, Петр Кузнецов, Нина Латонина и др.

Призы и премии
1937 Международная выставка декоративных искусств в Париже (Особый диплом - Владимир Петров)
1941 Сталинская премия (I степени - Михаил Жаров)
1941 Сталинская премия (I степени - Владимир Петров)
1941 Сталинская премия (I степени - Николай Симонов)

На Международной выставке в Париже (конкурс кинофильмов) признан в числе четырёх лучших фильмов мирового производства 1937 г.

Петр Первый (2-я серия)

1938 г ., СССР, 126 мин. ч/б, игровой, "Ленфильм"
Фильм восстановлен в 1965 г. на к/с "Мосфильм"
07.03.1939 выпуск на экран

Режиссер Владимир Петров
Сценаристы Алексей Толстой , Владимир Петров, Николай Лещенко
Оператор Владимир Яковлев
Художники-постановщики Владимир Калягин, Николай Суворов
Художник Антон Анджан (художник по гриму)
Композитор Владимир Щербачев
Звукорежиссеры Захар Залкинд, Юрий Курзнер

В ролях:
Николай Симонов, Алла Тарасова, Николай Черкасов, Михаил Жаров, Михаил Тарханов, Виктор Добровольский, Ирина Зарубина, Владимир Ершов, Федор Богданов, Владимир Гардин и др.

Призы и премии
1941 Сталинская премия (I степени - Михаил Жаров)
1941 Сталинская премия (I степени - Владимир Петров)
1941 Сталинская премия (I степени - Николай Симонов)

**********************************

Портрет Екатерины Первой

Помню один курьезный случай. Эпизод "У Меньшикова". Петр решает взять себе служанку Катерину. Именно тут произойдет в ее роли первый сдвиг, первый шаг от безвестной девчонки к властной, всесильной императрице. Как выразительнее показать это? По сценарию Катерина награждает Меньшикова пощечиной.

Один дубль. Второй. Третий... Пощечины сыплются на бедного Меньшикова (— Жарова). Шутка ли, рождается императрица! Сподвижница великого Петра!...

После съемки слышу грустно-иронический голос Жарова:

— Ну зачем же Вы с таким усердием!...

Да, на съемках мы были увлечены до самозабвения, увлечены все — и актеры и режиссер. Мы жили этим фильмом, жили своими героями.

А.К. Тарасова, журнал "Советский экран", 1967, № 18

*****************************

М.И. Жаров вспоминает о таком эпизоде:

"Была тишина. Царь Петр умирал. Рядом стоял с окаменевшим от горя лицом Меньшиков. Екатерина, прижав к лицу кружевной платочек, наклонила голову. И вдруг тишину разорвало — она зарыдала....

— Стоп! — почти шепотом остановил съемку режиссер Петров. — Алла Константиновна, мы сняли четыре дубля, но мне нужен еще один. Вы сможете? Мне нужно для монтажа два крупных, почти одинаковых плана — Меньшиков, застывший в скорби с сухими глазами, и Екатерина, смотрящая вдаль с обильно текущими по лицу слезами. Сможете?

— Снимайте, только сразу! — тихо ответила Тарасова.

Она наклонилась — долго смотрела в лицо лежащего Петра, потом закрыла глаза и, сказав: "мотор!", подняла голову. Из открытых, полных тоски и печали глаз брызнули слезы...

Я не знаю, какая магическая сила, какая нравственная воля ее таланта потрясли нас, участников этой сцены — в почти застывшем лице Екатерины отразилось смятение и бессилие смертного перед неизбежностью.

Слезы лились, аппарат снимал, а Петров молчал, не решаясь своим "стоп" нарушить таинство искусства...

В картину вошел этот кадр. Позже, когда мы ехали "Стрелой" в Москву, Алла Константиновна мне призналась, что такого потрясения она избегает.

— Если нужно плакать, я плачу, как делаем мы все: ищу повод в обстоятельствах, иногда это получается, а иногда — то ли устала, то ли внутренне пуста — не выходит, тогда обманываешь.

— Но ведь Вы проплакали пять дублей, и один искреннее, даже, я бы сказал, трагичнее другого?

— В моей жизни есть то, что мне трудно вспоминать, — слезы сами бегут. Мне это тяжело, но сейчас я вспомнила. Станиславский это знает и разрешил мне изредка эти воспоминания подкладывать. Вот откуда эти обильные слезы".

М.И. Жаров, "Искусство кино", 1973, № 9.

*****************************

Герои времени / Петр Первый - на радио "Свобода"

*****************************

Такие фильмы называют эпопеями, эпическими полотнами. Это, действительно, масштабное полотно с батальными сценами и перипетиями частной жизни, политическими конфликтами и закулисными интригами той эпохи. Петр Первый - Николай Симонов - это Махина, Глыба, Колосс. Даже не фонтан, а вулкан энергии, Везувий да и только! Кажется, что Пушкин именно о нем сказал в своем "Медном всаднике" - "Кумир на бронзовом коне!" И изумительная Екатерина - Алла Тарасова - как раз под стать такому Петру. Глядя на ее образ, сразу становится понятно, как она смогла так "взлететь" - от трофейной добычи рядового солдата до царской супруги. Такая горячая, манкая женщина, "Катерина-баба", как по-мужицки назвал ее граф Шереметев, могла опьянить любого мужчину, от солдата до фельдмаршала, от светлейшего князя до императора. Роль, в общем, небольшая, но заметная, и зрители сразу отметили и оценили Тарасову, запомнили ее в этой "царской" роли.

Николай Симонов в роли Петра Первого

Николай Симонов - в роли Петра Великого

Алла Тарасова в роли Екатерины Первой

Алла Тарасова в роли Екатерины Первой

Алла Тарасова в роли Екатерины Первой

Алла Тарасова в роли Екатерины Первой

Алла Тарасова в роли Екатерины Первой

Алла Тарасова в роли Екатерины Первой

Алла Тарасова в роли Екатерины Первой

Алла Тарасова в роли Екатерины Первой

Алла Тарасова в роли Екатерины Первой

Алла Тарасова в роли Екатерины Первой

*****************************

Знаменитый "Чардаш" итальянского композитора Витторио Монти, самое известное его произведение. Зажигательный танец гордых мадьяр. Его танцуют с достоинством и страстью, как это неподражаемо умеют делать южные славяне и греки. И опять парадокс: самый известный из венгерских чардашей сочинил композитор-итальянец.

Чардаш (Витторио Монти),
играют Аладар Можи (скрипка) и Даника Можиева (ф-но)

****************************


Copyright © 2007-2012 Алла Тарасова. All rights reserved