Алла Тарасова : Неугасимая Звезда

< Публикации>

Напишите мне


Шумяцкий Борис Захарович

В зрительном зале Сталин, или «Записки Шумяцкого»

Шумяцкий Борис Захарович — организатор кинопроцесса

Родился 16 ноября 1886 г. в Верхнеудинске (ныне — Улан-Удэ). В 1905-1907 гг. — один из руководителей вооруженного восстания в Красноярске и Владивостоке. В 1917 г. — заместитель председателя Красноярского совета, представитель ЦК РСДРП(б) в Сибири. В 1919- 1920 г. — заместитель председателя Сибревкома и член Сиббюро ЦК РКП (б). В 1920 г. — член Дальбюро ЦК РКП (б) и председатель Совета Министров Дальневосточной республики. В 1921-1922 гг. — член РВС 5-й армии. В 1923-1925 гг. — полпред СССР в Иране. С 1926 г. — член бюро Ленинградского губкома ВКП (б), затем — ректор Коммунистического университета трудящихся Востока, член Средазбюро ЦК ВКП(б). С 1930 г. — председатель «Союзкино», с 1933 г. — начальник Главного управления кинопромышленности и заместитель председатель Комитета по делам искусств при СНК СССР.

Репрессирован. Расстрелян 28 июля 1938 г.

 

МОЯ КРАТКАЯ ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ во ВРЕМЯ ПРОСМОТРА И.В. и др. ФИЛЬМОВ в ночь с 8 на 9 ноября 1934 года (с 23 ч. 40 мин. по 03 ч. 51 мин.)

Через несколько минут пришли Иосиф Виссар., Вяч. Мих. [Молотов], Андрей Александр. [Жданов], Пол. Сем. [Жемчужина] и др.

Шумяцкий сообщил, что из классических вещей он решил показать «Грозу», тем более что Иос. Вис. до сих пор еще не видел эту картину. К тому же показом этой картины, заявил Б.Ш., он намерен указать, как в наших театрах иной раз затирают актеров. Алле Тарасовой, которая даже, по словам не любящего кино Станиславского, создала в фильме «образ, равному которого он не видел на сцене театров», сейчас не дают в МХАТе эту роль. Мотивы – ревность к кино.

Сталин смотрел «Грозу», все время бросал иронические реплики по адресу «безвольных людей», особенно Бориса. Он называл его «тряпкой». Все, мол, охает да охает. Таких только «в Сибирь», «в контору» разные дядюшки и гнали.

О Кудряше заявил: этот хорош. Знает, что хочет и ловко использует всякую возможность, чтобы по своему вылезти и выползти в люди.

О Варьке говорил – эта не пропадет.

О А. Тарасовой говорил, что играет прекрасно. И странно, что актрису, создавшую такой образ, МХАТ не занимает в новой теа[тральной] постановке «Грозы». Надо поговорить с руководителями театра.

Сталин далее заявил, что ему кто-то говорил о фильме «Гроза», что она насквозь мрачная картина. Такое определение неверно. Не картина мрачная, а то темное царство, которое она весьма ярко оттеняет. Фильм интересен и в другом отношении. Он воспроизводит эпоху и особенно нравы и облик людей, которых сейчас уже нет. Режиссер это делает с большим вкусом и мастерством. Однако хотелось бы ему указать – это череcчур медленный разворот действия.

Шумяцкий рассказал о режиссере В. Петрове, о том, что он сейчас готовится ставить «Петра 1-го».

Сталин бросил замечание, что тема весьма интересная, но трудная. Если над ней столь же добросовестно поработать, как над «Грозой», и ускорить ритм, то можно получить весьма большое произведение.

Шумяцкий показал, как французы рекламируют «Грозу».

Сталин восторгался роскошью и изяществом рекламного проспекта и указал, что и мы должны начать так популяризовать наши киноленты. Уж не так много бумаги на это уйдет. Особенно надо это делать выпуском более легких вещей – художественно исполненных открыток. Это сильно привяжет к кино актеров. У нас их мало популяризуют.

Молотов согласился с этим и указал, что надо пробовать и у нас вводить культурный показ мастеров кино.

Шумяцкий согласился с этими замечаниями и просил В.М. помочь их реализации, особенно когда начнутся разговоры, что «нет бумаги», или начнут давать на это чуть ли не оберточную.

Международный Фонд "Демократия" (Фонд Александра Яковлева)


Copyright © 2007-2010 Elena_M All rights reserved