Алла Тарасова : Неугасимая Звезда

< Алла Тарасова: из книги>

Напишите мне


Залесский В. А.К. Тарасова. Из серии "Мастера советского театра". - М.: ВТО, 1949. - 131 с.

Наталья Николаевна Пушкина

Во время Великой Отечественной войны А. К. Тарасова сыграла роль Натальи Пушкиной в пьесе М. Булгакова «Последние дни». В эту роль она была введена, когда спектакль уже бьл готов. Актрисе пришлось снова пройти тот путь к образу, который меньше всего казался подходящим для ее творческой индивидуальности.

...Последние дни поэта перед роковой развязкой даны так, как они отразились в поступках людей, в их разговорах, мыслях, чувствах. Самого поэта в пьесе нет, но атмосфера последних дней жизни Пушкина в какой-то степени отражена в пьесе.

Мрачный колорит ей придают кривые хари ростовщиков, агентов третьего отделения, жандармских ротмистров, полковников и генералов, титулованных хамов и сервильных рифмоплетов. День поэта начинается визитом ростовщика, затем появляется сыщик, далее перед нами дефилируют подленькие Долгорукие, Салтыковы и прочая придворная челядь Николая I . На этом фоне все время слышится навязчивый шепот — говорят о поэте, упоминают его имя. Парад этих мрачных и ничтожных людей в точности напоминает сон Татьяны:

«..3а столом
Сидят чудовища кругом;
Один в рогах с собачьей мордой.
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый.
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравль и полукот...
Вот рак верхом на пауке,
Вот череп на гусиной шее
Вертится в красном колпаке,
Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конский топ!»

И в этом хороводе мы находим Наталью Николаевну — светскую красавицу, сводившую с ума не одних только кавалергардов, но и самого императора. В образе Н. Пушкиной, как она представляется по некоторым биографическим данным и как она обрисована драматургом, не очень много привлекательных черт. Ее возвращение домой после встречи с Дантесом, разговор с сестрой, появление и флирт на балу у Воронцовой» объяснение с Дантесом, согласие на свидание с ним в доме сомнительной .репутации — все это далеко не располагает в ее пользу. Характер Натальи Николаевны, ее отношение к мужу достаточно полно раскрываются в письме к Пушкину, датированном 18 мая 1834 года. Вот это письмо:

«С трудом я решилась написать тебе: мне нечего сказать, все свои новости я с оказией сообщила тебе. Maman сама хотела отложить письмо до следующей почты, но побоялась, что ты будешь испытывать некоторое беспокойство, не получая в течение некоторого времени от нас известий. Это соображение заставило победить свой сон и усталость, которые одолели и ее и меня, так как мы весь день пробыли на воздухе. Из письма maman ты увидишь, что мы все чувствуем себя очень хорошо. Поэтому я ничего не пишу на этот счет и кончаю письмо, нежно тебя обнимая. Думаю написать тебе побольше при первой возможности. Прощай, будь здоров и не забывай нас».

Единственное дошедшее до нас письмо Н. Н. Пуш­киной к мужу поражает своей холодностью и бессодержательностью. Слова плоские, гладкие, и ничего от них не остается.

Когда Тарасова впервые появляется на сцене, кажется, что она заранее уже осудила холодную и пустую женщину, чей портрет ей сейчас предстоит воссоздать,

Наталья Пушкина с раздражением относится к словам сестры о рискованности ее отношений с Дантесом, пренебрежительно отзывается о стихах поэта и слышать не хочет о поездке в деревню, куда зовет ее Гончарова. Тарасова почти открыто подчеркивает незаинтересованность Натальи Николаевны в личных делах Пушкина. И если что-нибудь смущает Наталью, так это только ревнивые подозрения мужа. Внезапно является Дантес. Наталья—Тарасова напугана его приходом. В ее глазах, движениях, в коротких репликах сквозит неприкрытый страх. Но настойчивость Дантеса подчиняет себе слабую волю Натальи. И она соглашается на новое свидание.

Что это — флирт, опасное легкомыслие, любопытство, безволие или просто светская распущенность? Тарасова не старается прямо ответить на этот вопрос. Ответ дает ее дальнейшее поведение. На балу у Воронцовой следуют два свидания. Одно — с Николаем, другое — с Дантесом, А там, у колонн танцевального зала , мелькает мятущаяся фигура поэта. Его мы не видим, но все время чувствуем. Но Наталья не думает о том, что делается в душе поэта. Она развлекается.

По-иному относятся к Пушкину две другие женщины — Гончарова и Воронцова. Сравнение с ними оказывается для Натальи Николаевны далеко не благоприятным.

Грязная интрига личных врагов поэта, начиная с ничтожного Петра Долгорукого и кончая сиятельным шефом корпуса жандармов и самим императором, приводит к роковой развязке. Смертельно раненного поэта вносят в дом. Тут только Наталья узнает о несчастье. Отчаяние охватывает ее, Порывистым движением Тарасова бросается к закрытой двери кабинета поэта. В ее голосе отчаяние, почти крик. Она плачет. Она искренно переживает свое горе.. Но поздно. Нас ничто уже не примиряет с Натальей.

Мужественное искусство побеждающей правды не терпит фальши. И вглядываясь своими умными глазами в душу этой красавицы, Тарасова не смогла ее оправдать, не нашла в ней внутренней гармонии, очарования, душевного благородства и достоинства.

Можно прямо сказать — Наталья не героиня Тарасовой. Она для нее слишком внешняя, эгоистическая, поверхностная натура.

*****************************

Антон Рубинштейн "Мелодия" (Фа-мажор)


Copyright © 2007-2010 Elena_M All rights reserved