Алла Тарасова : Неугасимая Звезда

< Ее знаменитые партнеры >

Напишите мне


Николай Хмелев

ХМЕЛЕВ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ

(1901–1945), российский актер.

Родился 10 августа 1901 г. Учился на историко-филологическом факультете Московского университета. В 1919 г. поступил во Вторую студию МХТ. С 1919 г. — актер Второй студии МХТ. С 1924 г. — актер МХАТ.

В 1945 актер работал над образом Ивана Грозного в пьесе А.Н.Толстого Трудные годы. Ставили спектакль А.Д.Попов и М.О.Кнебель. На 1 ноября 1945 была назначена генеральная репетиция в костюмах и гриме, во время которой Хмелев умер.

Сталинская премия (1941, 1942, 1946 (посмертно), за театральные работы). Народный артист СССР (1937).

Марк Прудкин

ПРУДКИН МАРК ИСААКОВИЧ

(1898–1994), российский актер.

Народный артист СССР (1961), Герой Социалистического Труда (1989), лауреат Государственных премий СССР (1946, 1947, 1949).

Родился 2 (14) сентября 1898 в Клину в семье портного. В детстве мечтал о карьере оперного певца. Еще не окончив реального училища, в 1916 отправился в Москву и одновременно пытался поступить в Камерный театр и в МХТ. Художественники его приняли. После завершения учебы в Клину в 1918–1924 – студиец 2-й Студии МХТ (параллельно в 1918–1919 учился на юридическом факультете Московского университета).

Умер в Москве 24 сентября 1994.

Михаил Жаров

ЖАРОВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ

(1900–1981), российский актер

Родился 27 октября 1990 г. в Москве. В 1920 окончил студию при театре ХПСРО (Художественно-просветительного Союза рабочих организации). Актер в театрах: 1 РВС республики, театра им. Сафонова, Бакинского рабочего театра, Реалистического театра, Московского Камерного театра. С 1938 - актер и режиссер Малого театра.

Его приглашали самые известные режиссеры. У Владимира Петрова он сыграл веселого озорника Кудряша ("Гроза", 1934) и добродушного, неунывающего царедворца Меншикова ("Петр Первый", 1937), у Исидора Анненского - громогласного, пышущего здоровьем помещика Смирнова ("Медведь", 1938) и жизнерадостного учителя Коваленко ("Человек в футляре", 1939).

Лауреат Государственных премий СССР (1941, за фильм "Петр Первый";1942, за фильм "Оборона Царицына"; 1947, за театральную работу).

Народный артист СССР (1949). Герой Социалистического Труда (1974).

Умер 15 декабря 1981 года в Москве.

Николай Симонов

СИМОНОВ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

(1901–1973), российский актер

Родился 21 ноября (4 декабря) в Самаре в семье управляющего мучной фирмы.

Окончив шесть классов гимназии, Симонов поступил в 1918 на вечернее отделение Самарской художественно-промышленной школы, а в 1921 – на факультет живописи петроградской Академии художеств (учился у О.Э.Браза, А.А.Рылова, К.С.Петрова-Водкина). Однако успехи в академии не давали забыть о постоянной тяге к театру, возникшей еще в школьные годы. Осенью 1922 Симонов поступил в петроградский Институт сценических искусств.

В 1924, по окончании ИСИ, был приглашен в труппу Александринского театра (тогда – Акдрама), но служба в рядах Красной Армии отодвинула начало работы в театре на год. Проработав в Акдраме 7 лет, Симонов, сыгравший уже несколько ведущих ролей, в 1931 покинул Ленинград и возглавил в Самаре Краевой драматический театр. В 1934 вернулся в Александринский театр, чтобы остаться в нем до конца жизни.

Умер Симонов в Ленинграде 20 апреля 1973.

Павел Массальский

МАССАЛЬСКИЙ ПАВЕЛ ВЛАДИМИРОВИЧ

(1904 - 1979), российский актер

Родился 4 сентября 1904 г. в Москве.
В 1922-1924 гг. учился в студии под рук. Ю. Завадского.
С 1925 г. — артист МХАТа. С 1947 г. вел класс актерского мастерства в Школе-студии МХАТ, с 1970 г. — заведующий кафедрой мастерства актёра, с 1961 г. — профессор школы-студии МХАТа.
Народный артист СССР (1963). Сталинская премия СССР (1952).

Снимался в фильмах "Цирк", "Без вины виновыте", "Иван Грозный", "Воскресение" и др.

Умер 15 декабря 1979 г. в Москве.

Николай Соснин

СОСНИН НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

(1884 - 1962), российский актер

Родился 5 мая 1884 года. Играл в театрах России и Украины. В 1914-1916 — в Московском драматическом театре Суходольских, в 1917-1924 — в Киевском русском театре Соловцова (с 1919 — Второй государственный драматический театр УССР им. Ленина). В 1924-1930 работал в Астрахани, Воронеже, Симферополе. В 1930-1931 — в Киевском русском драматическом театре, в 1931 переехал в Москву, играл в бывшем театре Корша. В 1933-1959 — актер МХАТа.

Народный артист РСФСР (1957).

Умер 26 ноября 1962 г. в Москве.

**************************

Советую прочитать:

1. Статья о Николае Хмелеве

2. Статья "О нас плачет Хмелев"

3. Статья о Марке Прудкине

4. Статья о Марке Прудкине

5. Статьи о Михаиле Жарове

6. Статья о Михаиле Жарове

7. Статья "Неумолимый" о Николае Симонове

8. Статья о Николае Симонове

9. Краткая биография и фильмография Павла Массальского

10. Краткая биография и фильмография Николая Соснина

**************************

Немного личного

Николай Хмелев играл Каренина в той знаменитой постановке 1937 года. Играл, судя по всему, блестяще, так как был за это удостоин звания Народного артиста СССР. Я слышала это имя с эпитетом "великий" драматический актер, но мое знакомство с ним этим почти и ограничивается. Я помню только его самую яркую работу в кино - чеховского "Человека в футляре". Поразительно мерзкий тип, стопроцентное попадание в образ - вершина актерского мастерства. Вряд ли кто-то когда-то сможет сыграть этого антигероя лучше, чем Хмелев.

Марк Прудкин играл Вронского в той же постановке "Анны Карениной". Когда я была маленькой, он уже был очень пожилым, одним из "великих стариков" прежнего МХАТа. Я слышала это имя, помню, как все сожалели о его уходе. Это "знакомство" сослужило мне плохую службу: я не могу представить его в роли молодого Вронского, его имя ассоциируется у меня с образом убеленного сединами мудрого старца. Но, по свидетельству тех, кто видел его на сцене, играл он прекрасно. Многие знаменитые современники оставили о нем самые прочувствованные воспоминания, покоренные его мастерством.

Николай Соснин сыграл Каренина в экранизации 1953 года. Я увидела его в этой роли, и этого оказалось достаточно для того, чтобы оценить его потрясающее мастерство. Не могу утверждать насчет лучшей Анны, но, по моему мнению, лучший Каренин из всех экранизаций - это Соснин. Он великолепен, он убедителен, он запоминается. Сразу чувствуется мастер, замечательный драматический актер, глубокий и вдумчивый. Его Каренин интересен и вызывает разнообразные чувства, не только негативные. Только необыкновенный артист мог так неоднозначно представить своего далеко не самого положительного героя.

Павел Массальский сыграл Вронского в экранизации 1953 года. Первой его работой в кино была роль немецкого антрепренера Кнейшица в фильме Григория Александрова "Цирк". После его появления в роли этого "негодяя" в него влюбились все женщины Советского Союза. В кино он сыграл с А.Тарасовой в фильме "Без вины виноватые" роль Пети Миловзорова, провинциального актера в амплуа героя-любовника. Что касается его Вронского в фильме 1953 года, то мне лично он кажется слегка "замороженным". Когда в роли Кнейшица он страстно обнимал колени Любови Орловой, он был намного убедительнее. Рядом с темпераментной Тарасовой-Карениной он кажется слишком сдержанным, а вот по контрасту с "холодной" Орловой-Мэри, отвергшей его любовь, он проявлял горячность и накал чувств. Конечно, 1953-й - это не 1936-й год, возраст уже не тот. Но и в этой роли он по-прежнему обаятелен, красив, благороден. Один из немногих истинно красивых и интеллигентных актеров российского кино.

Николай Симонов - великий русский драматический актер. Единственный и неповторимый Петр Первый. Одна эта роль обессмертила его имя. Все последующие исполнители роли Петра, кажется, только повторяют рисунок, предложенный Симоновым. Трудно, даже невозможно играть эту роль после него, такой могучий, живой, яркий образ царя он смог создать. Наверное, Петр Первый был другим, но для всех российских зрителей (да и актеров) великий император устойчиво ассоциируется именно с симоновским героем.

Михаил Жаров сыграл "светлейшего князя" Александра Меньшикова. Хотя автор, Алексей Толстой, хотел видеть в этой роли другого актера, однако обаяние личности Жарова таково, что образ Меньшикова тоже на долгие годы оказался накрепко связан с этим исполнением, с такой его интерпретацией. Может, прав был один наблюдательный зритель-критик-цензор - И.В. Сталин, что Жаров всегда и везде одинаков. Пусть так. Но дуэт Жарова с Ольгой Андровской в "Медведе" А.П. Чехова - это такая прелесть, такой фонтан обаяния, такая искрометность таланта, что "не влюбиться тоже нельзя". Пусть он одинаков, но он такой - один! А уж какой колоритный Кудряш в "Грозе" - просто живая лубочная картинка из "народной жизни".

*********************************

"Цыганские напевы" для скрипки с оркестром Пабло Сарасате . Чудесная музыка. В ней звучат меланхоличные славянские и цыганские напевы, навевающие образы давно минувших дней: тихо шумят тенистые дубравы, плавно текут могучие реки, по которым девицы-красавицы пускают венки, гадая на суженых, а сказители нараспев читают древние легенды, прославляющие подвиги гордых предков. Затем нарядные красавцы встают в хоровод и самозабвенно пляшут свои зажигательные танцы. Целый спектакль из народной жизни проходит перед глазами под аккомпанимент этой чарующей мелодии. Самое парадоксальное, что автор музыки - испанец. Это еще раз доказывает, что музыка - воистину универсальный язык, доступный каждому.

Цыганские напевы (Пабло Сарасате)

*********************************


Copyright © 2007-2012 Алла Тарасова. All rights reserved