Алла Тарасова : Неугасимая Звезда

< Человек, коллега, партнер >

Напишите мне


Алла Тарасова, 1973 год

 

"Мы часто слышим утверждение, что будто актер, играющий трагические роли, изнашивает свой организм. В объяснение этому вспоминают Добронравова и Хмелева, умерших, играя трагические роли. А вот на нашем курсе однажды проводили эксперимент сотрудники Института психологии. Их опыты, проверявшие эмоциональную возбудимость каждого студента, доказали одновременно и то, что переживания актера не могут влиять на его здоровье, так как вместе с ними он ощущает и радость от способности к творчеству. И это, видимо, каким-то чутьем понимала Алла Кон­стантиновна, говорившая нам еще раньше:

— Не бойтесь играть героические и трагические роли «всем сердцем»... Ничего с вами не случится. Это большая радость — создавать образ Гамлета, Ларисы и т. д".

Из воспоминаний Л.А. Поргиной, актрисы театра Ленком, выпускницы Школы-студии МХАТ (1972 г.)

****************************

10 июля 1964 г.

В театре собрание. В Москве жара. Алла Константиновна во всем белом: платье, шляпа, перчатки, сумочка. В этом же наряде после собрания она ходила по магазинам и купила ящик помидоров. Продавщица ахнула, узнав ее, и дала Алле Константиновне свою сетку. Когда она стояла у столика в окружении сеток, cyмок и коробок со стиральным порошком, какой-то человек сказал своей жене:

  • Посмотри, как эта женщина похожа на Тарасову. Нет, ты только посмотри! Необыкновенно!
  • Может быть, это и есть Тарасова?
  • Ну что ты!

А Тарасова со всеми покупками спешила домой, чтобы успеть к семи часам вечера на дачу укладывать внука спать:

— Он очень плохо засыпает, а у меня — моментально. Потому что я его качаю и пою песенку,— и тут же спела какую-то песенку по-польски.— Это мне моя бабушка пела, когда я была совсем маленькой... С удовольствием не ходила бы по магазинам. Делаешь это только для тех, кого любишь.

Из воспоминаний Е.Ю. Морозовой, графика-иллюстратора, работника издательства "Стройиздат"

****************************

Алла Тарасова, 1970-е годы

31 декабря 1964 г.

Алла Константиновна и Александр Семенович пошли в Большой театр на «Ромео и Джульетту»:

— Я всегда тридцать первого хожу в театр: в оперу или в балет.

31 января 1965 г.

До отъезда МХАТ на гастроли в Америку я видела Аллу Константиновну несколько раз, и часто она повторяла:

— Уезжаю я с тяжелым сердцем, маму оставлять боюсь, и вообще не люблю я эту страну, чужая она мне. Мне бы только вернуться, и чтоб все здесь было благополучно.

На аэродроме Алла Константиновна была очень оживленной, смеялась, шутила, нюхала цветы, улыбалась провожавшим ее зрителям. В общем, всеми силами старалась подавить в себе волнение.

4 апреля 1966 г.

Умерла мать Аллы Константиновны Леонилла Николаевна, В этот же день вечером по телевидению передавали творческий портрет Тарасовой.

В день похорон матери Алла Константиновна вечером играла в спектакле «Чти отца своего», а через день участвовала в репетиции спектакля «Чти отца своего» во Владимире, в театре имени Луначарского, где 10 и 12 апреля должны были состояться спектакли с ее участием. При этом она говорила: «Мама так бы хотела, она бы меня одобрила».

Из воспоминаний Е.Ю. Морозовой, графика-иллюстратора, работника издательства "Стройиздат"

****************************

Знаменитый футболист Андрей Старостин:

Я видел восхождение новой звезды на театральном горизонте во Второй студии МХАТ. В пьесе З. Гиппиус «Зеленое кольцо» дебютировала молодая артистка — Алла Константиновна Тарасова, в роли неотразимо симпатичной, разуверившейся в жизни гимназистки, по имени Финочка. Она была столь обаятельна, столь несравненно хороша, что я ушел из театра, совершенно плененный этим чудным образом.

Много лет спустя я рассказывал Алле Константиновне о своей юношеской влюбленности в Финочку. Она, к тому времени не утратив ни молодости, ни обаяния, ни жизнерадостности, улыбаясь мне, ответила: «Ну и прекрасно. Продолжайте меня считать Финочкой».

И каждый раз при очередной встрече, и в довоенные и послевоенные годы, на гастролях ли, или в торжественные дни юбилеев театра, или на новогоднем вечере, по восстановленной было традиции мхатовцев встречать Новый год в большом фойе театра, я всегда улучал минутку признаться Алле Константиновне: «Вы для меня по-прежнему Финочка». И она, подыгрывая мне, шутливым тоном неизменно отвечала: «Конечно, конечно, только Финочка!»

В последний раз я встретил Аллу Константиновну на улице Пушкина недалеко от театра. Она опередила меня, здороваясь: «Ну вот и нет вашей Финочки». Я пытался утверждать обратное: «Вы прекрасно выглядите», но что-то скорбно-усталое проглядывало во всем ее чудесном облике. Она только что перенесла тяжелую операцию. А вскоре на немецком кладбище москвичи прощались с Аллой Константиновной Тарасовой...

Из книги А. Старостина "Встречи на футбольной орбите"

****************************

Алла Тарасова, 1970-е годы

1973 год

14 февраля. Последнее выступление Тарасовой на сцене. Играет роль матери Валентины в спектакле МХАТ «Валентин и Валентина».

17 февраля. Последняя репетиция Тарасовой. Репетирует роль Турусиной в пьесе «На всякого мудреца довольно простоты» с режиссером В. Н. Шиловским. «Репетировали сцену Турусиной и Машеньки; Турусиной, Крутицкого и Городулина. После перерыва репетировали сцену с приживалками и Манефой» (Из дневника репетиций).

8 марта. В больнице получает письмо из МХАТ: «…Я долго живу, я сидел у ног Ваших множество раз. За всю мою работу моя помощь была Вам не нужна, за исключением пьесы «Ломоносов». Вы приходили на первые репетиции не только со знанием текста, но Вы приносили жизнь и сердце. Я счастлив, что сидел у Ваших ног! Каждый спектакль я жил вместе с Вами! … Почтительно целую Вашу руку! — Благодарный Ваш слуга, суфлер
Г. Водяницкий».

9 марта. Телефонограмма из больницы: «Тысячному спектаклю «Идеальный муж». Поздравляю всех участников и режиссера B.. Я. Станицына с замечательным долголетием спектакля. Берегите его неувядаемую молодость. Сожалею о том, что не могу лично поздравить. Ваша Тарасова».

«Грустная у нас выдалась весна в этом году, Алла Константиновна: весна без Вас — что это за весна? Это даже зима и не лето, это безвременье какое-то, пустота. Вы не представляете, с каким нетерпением жду Вашего выздоровления, с какой тревогой ловлю каждую новость о Вашем состоянии» (из письма Е.Л. Мосиной, студентки Школы-студии МХАТ).

5 апреля. Смерть А. К. Тарасовой. Тело ее было предано земле, согласно ее желанию, возле могилы матери, Л. Н. Тарасовой, на Введенском кладбище в Москве.

****************************

Приобщение к искусству начиналось с черной тарелки репродуктора, висевшей над моей кроватью. Как сейчас помню — я лежу больная, страшно болит горло, и бабушка хочет выключить радио, чтоб мне не мешало, а я сиплю: «Бабуль, не надо, там... там...» — и плачу, потому что транслируют «Анну Каренину», и идет как раз сцена свидания Анны с Сережей. Так вошла в мою жизнь Алла Константиновна Тарасова. Впечатления детства — самые яркие, и, стоит только закрыть глаза, отключиться, и я слышу глубокий, пронизанный тоской и отчаянием голос ее: «Где я? Что я делаю? Зачем?», и стук колес, и гудок приближающегося неотвратимо паровоза, и прощальный крик женщины, порывающей с миром, сгубившим ее жизнь, ее счастье. Потом уже, в театральной программке, принесенной мамой, я увидела прекрасное лицо под черной вуалеткой, неповторимое, с дивными глазами и скорбной, горестной складкой у губ. Став постарше и читая роман, я ни секунды не сомневалась, что Анна Каренина — это Алла Тарасова, и спорила со всеми, кто доказывал мне, что Каренина похожа на дочь Пушкина — Марию Гартунг, а вовсе не на Тарасову. Я не могла в это поверить, все во мне восставало, настолько слились в моем воображении образ литературный и облик Тарасовой. Фильм А. Зархи я смотрела, уже будучи взрослой, и внутренне все так же по-детски протестовала: да нет же, нет, никакая это не Каренина; и было ужасно жаль, что никому в те уже навсегда ушедшие годы не пришло в голову снять кинофильм с Тарасовой в роли Анны Карениной!

И пусть сейчас уже совсем по-иному трактуют молодые актрисы образ Катерины в «Грозе», в моей памяти продолжает жить обреченное и гордое лицо Тарасовой из старого фильма. Моя бабушка работала тогда в кинотеатре «Кадр» на Плющихе, и мы после школы, забыв об уроках, бегали в «киношку» и просиживали там порой до вечера, глаз не сводя с выщербленного экрана. «Грозу», «Без вины виноватых», «Петра Первого» мы видели, на верно, раз по десять, если не больше, и хотя не все еще понимали тогда, однако высокий драматизм, человечность, правдивость тарасовской игры, ее русскую красоту мы уже и тогда вполне могли оценить. И если искусство Любови Орловой, Целиковской, Ладыниной дарило нам радость и смех, то искусство Аллы Константиновны Тарасовой потрясало наши детские души, и мы, кто тихо, кто в голос рыдали каждый раз, когда Кручинина узнавала, что сын ее жив: «Какое злодейство!» Выходя из переполненного зала, мы прятали друг от дружки опухшие свои глаза и даже пытались шутить – увы, ничего не получалось, и мы гуськом шли от Плющихи через Варгунихину гору, долго стояли на Бородинском мосту, и ветер с Москвы-реки высушивал праведные наши слезы.

Москва не мыслила себе жизни без Тарасовой. Помню, в школе нам раздавали билеты в разные театры, на разные спектакли, а мы все жаждали увидеть только спектакли с Тарасовой и билетов не брали. Но это было не глупое поклонение, которым заболевают девчонки лет в тринадцать-четырнадцать. Это было преклонение перед высоким и нестареющим талантом актрисы. И вот – ее не стало. А Москва все так же живет, шумит, и давно уже новые идеалы волнуют воображение длинноногих девчонок. Но Тарасова была и остается с теми, кто любил ее и поклонялся ей, потому что подлинное искусство непреходяще.

Ю.П. Бакланова, старший корректор издательства "Советский художник"

Ростислав Плятт поздравляет А.К. Тарасову с 50-летним юбилеем ее творческой деятельности, 1967 год

Константин Симонов поздравляет А.К. Тарасову с 50-летним юбилеем ее творческой деятельности, 1967 год

Галина Уланова поздравляет А.К. Тарасову с 50-летним юбилеем ее творческой деятельности, 1967 год

Иван Козловский поздравляет А.К. Тарасову с 50-летним юбилеем ее творческой деятельности, 1967 год

Алла Тарасова и Олег Ефремов на репетиции "Валентин и Валентина" М. Рощина, 1971 год

Алла Тарасова и драматург М.М. Рощин, 31 декабря 1971 года

Алла Тарасова выступает в Школе-студии при МХАТ, 1971 год

Алла Тарасова и Л.В. Стриженова на репетиции спектакля "На всякого мудреца довольно простоты", февраль 1973 года

*********************************

Каприс № 24 Николо Паганини. Бунтарская музыка, не желающая вписываться в традиционные рамки известного и привычного. В фильме "Амадей" простовато, но точно высказал один из отцов Церкви упрёк Моцарту: "В Вашей музыке слишком много нот". С неменьшим основанием ту же характеристику можно применить в отношении музыки Паганини. В ней так много нот, и сочетаются они в такой непредсказуемой последовательности, что возникает ощущение полноты звучания, хотя играет всего один инструмент - одна скрипка. А ведь Паганини однажды пришлось играть для публики вообще на одной струне, когда недруги перед концертом порвали все струны, ради издевки оставив всего одну. Отменить концерт было невозможно, потому что невозможно было не принять вызов. И он сыграл. Полностью весь концерт. Такое может только Гений.

Каприс № 24 (Николо Паганини)


Copyright © 2007-2010 Elena_M All rights reserved