Алла Тарасова : Неугасимая Звезда

< Последняя жертва >

Напишите мне


Алла Тарасова в роли Юлии Тугиной, 1944 год

"Последняя жертва", по пьесе А.Н. Островского

Одновременно игралась Юлия Тугина в «Последней жертве» Островскoro . Спектакль уводил зрителей во времена давно прошедшие, в купеческое Замоскворечье, в жестокий, расчетливо-циничный мир купли-продажи, где все имеет свою цену, в том числе и Женщина, приносящая последнюю жертву. Юлия Тарасовой приближала давние годы к зрителям сороковых годов нового века, которые воспринимали эту горестную и самоотверженную жизнь в отдаленности от себя и в близости к себе этой истинной любви, самоотверженности и надежды.

Е.И. Полякова, театровед, доктор искусствоведения

******************************

"Я никогда не думала, не мечтала об этой роли. Когда в детстве я видела эту пьесу, то мне героиня пьесы не понравилась, и так и осталось такое отношение и к пьесе и к роли. И когда мне поручили роль Юлии Тугиной, молодой вдовы, купчихи, я взяла пьесу и очень внимательно перечитала. Вчитываясь, я увидела, что эту героиню можно и нужно сыграть совсем по-другому, чем то, что я когда-то видела.... Юлия Тугина, чистая, доверчивая женщина, полюбившая человека горячо, с полной верой в него, и обманутая. И вот это слово "обман" большими буквами очень меня заволновало, когда я вчитывалась в роль. Это очень страшно в жизни - беззаветно верить и любить человека и быть им обманутой"

(Из рукописи А.К. Тарасовой "Любимые роли", 1956 год)

******************************

27 июня 1944 года Премьера спектакля "Последняя жертва"

"Встреча Тугиной и Тарасовой идеальна, я не знаю ни одной роли Тарасовой, которая бы так шла к ней, как эта роль"

(Ю.Юзовский, "Литература и искусство", 1944, 22 июля).

"Трудно представить себе историю обыденней той, которую Островский рассказывает в "Последней жертве": купеческая вдова влюбляется в картежника и жуира и оказывается обманутой им. Но пойдите посмотрите Тарасову, и вы поразитесь, как актрисе удалось раскрыть большой и трагический смысл пьесы, потому что ни в жизни, ни в искусстве большая правда не отделима от малой, и только простота рождает истинно возвышенное... Мне трудно представить, как играла великая Ермолова, но верю, что Тарасова в финале четвертого акта силой своего большого дарования раскрыла потрясенную душу своей героини с истинным проникновением и окрыленностью ермоловского гения"

(Г.Н. Бояджиев, "Литература и искусство", 1944, 22 июля).

******************************

Позднее, когда мы играли с ней «Последнюю жертву», в финальной сцене мне, Дульчину, так трудно было ее обманывать. Искренним образом хотел вернуть ее. Когда она, Юлия, говорила: «Я не жалела ничего для вас; я вам отдала все, что у меня было; я все переносила для вас; одного я перенесть не могу... Вы заставляли меня терпеть стыд и унижение и не оценили этой жертвы»— столько было в ее словах человеческого укора, женского укора. «До чего же я виноват перед Аллой Константиновной!» --проносилось во мне. Это было слишком проникновенно ею сказано. Безусловно, исполнение роли Юлии Тугиной у Тарасовой было даже выше ее Анны Карениной. В «Последней жертве» поражали ее глубина, простота, проникновение в сокровенное человеческого сердца.

М.И. Прудкин, актер МХАТ, народный артист СССР

******************************

Нечто подобное в истории МХАТа уже было. В постановке Николая Хмелева 1944 года. Тогда Прибыткова играл Иван Москвин, а Тугину — Алла Тарасова. Сошлюсь на Бориса Алперса: «Своим духовным и внешним обликом герой Москвина напоминал благородных, великодушных джентльменов с седеющей головой, до конца своих дней сохраняющих чистоту души и жар нестареющего сердца. По отношению к тарасовской героине такой Прибытков был воплощением преданности и самоотречения. Им владела та всепоглощающая любовь к молодой женщине, которая становилась одновременно его горьким счастьем и постоянной, незатухающей мукой. Биографы Москвина знают, что в ту пору он переживал трудную личную драму. И что-то от своих человеческих чувств он отдал Прибыткову, тем самым изменив до неузнаваемости его духовный облик».

В ту пору Алла Тарасова как раз ушла от Ивана Москвина к другому человеку — это и подразумевают биографы под «личной драмой».

Марина Тимашева, статья Третьяков... Прибытков... Табаков

 

Алла Тарасова в роли Юлии Тугиной

Алла Тарасова в роли Юлии Тугиной

Алла Тарасова в роли Юлии Тугиной, Иван Москвин в роли Прибыткова

Алла Тарасова в роли Юлии Тугиной

Алла Тарасова в роли Юлии Тугиной, Иван Москвин в роли рибыткова

Алла Тарасова в роли Юлии Тугиной

Алла Тарасова в роли Юлии Тугиной, Марк Прудкин в роли Дульчина

Алла Тарасова в роли Юлии Тугиной

Алла Тарасова в роли Юлии Тугиной, Иван Москвин в роли Фрола Федуловича Прибыткова

Алла Тарасова в роли Юлии Тугиной

Алла Тарасова в роли Юлии Тугиной

******************************

Знаменитая "Вечерняя серенада" Франца Шуберта. Вечная песнь любви, бесконечный призыв любящего сердца, страстная мольба о взаимности, робкая надежда и томительное ожидание счастья. Бессмертная музыка на неисчерпаемую тему.

Серенада (Франц Шуберт),
играет Лондонский "Променадный" оркестр, дирижер Эрик Хаммерштайн


Copyright © 2007-2010 Elena_M All rights reserved