Алла Тарасова : Неугасимая Звезда

< Анна Каренина >

Напишите мне


Алла Тарасова в роли Анны Карениной

"Анна Каренина", по роману Л.Н. Толстого

21 апреля 1937 года на сцене Московского художественного академического театра состоялась премьера спектакля "Анна Каренина" по одноименному роману Льва ТОЛСТОГО.

Спектакль, поставленный Владимиром НЕМИРОВИЧЕМ-ДАНЧЕНКО, стал одной из самых ярких легенд в истории МХАТа. На премьере "Анны Карениной" во МХАТе присутствовали первые лица страны, включая Иосифа СТАЛИНА. На следующий день спектакль был отмечен специальным сообщением ТАСС, как событие государственной важности. В сообщении отмечалось, что премьера имела исключительный успех, что театр создал "блестящий, волнующий спектакль, который является торжеством реалистического искусства". Через несколько дней Алле ТАРАСОВОЙ, Николаю ХМЕЛЕВУ и Борису ДОБРОНРАВОВУ было присвоено звание народных артистов СССР.

***************************

Алла Тарасова в роли Анны Карениной

"В тридцатых годах в коммунальных квартирах Арбата и Замоскворечья, в студенческих общежитиях рядом с портретами Чкалова или Шмидта, можно было увидеть фотографию, вырезанную из журнала или даже из газеты, - фотографию вертикально удлиненную, по пропорциям своим напоминающую портрет, сделанный в рост человека: женщина в черном бархатном платье, склонившая голову с завитками черных волос. Фотография была похожа на портрет, писанный Крамским или персонажем романа Толстого - художником Михайловым. В газетной вырезке жил отблеск толстовского описания: "Это была не картина, а живая прелестная женщина с черными вьющимися волосами, обнаженными плечами и руками и задумчивою полуулыбкой на покрытых нежным пушком губах..." Фотография была сделана М.А. Сахаровым, который проследил и сохранил сцену за сценой, картину за картиной спектакль "Анна Каренина" и Тарасову в главной роли.

Вырезка-фотография зачастую украшала жилище, обитатели которого самого спектакля не видели - посещение театра было длительной, почти несбыточной мечтой... Привычны были ночные очереди в Проезде Художественного театра накануне продажи билетов..... Занимали очередь, когда актеры расходились после вечернего спектакля, провожали взглядами знакомые силуэты и снова видели их утром, до начала репетиции.

....Когда по лестнице поднималась Тарасова, в очереди проносилось: "Алла Константиновна". Ее все знали по киноролям, как Любовь Орлову и Зою Федорову, и верили, что Петр Первый именно так, за корытом, увидел будущую императрицу, что Катерина Кабанова так всходила на волжский обрыв. Но кино, при всей его общедоступности, было для Тарасовой, как и для всех, принадлежавших "второму поколению" МХАТ, лишь отсветом славы театральной. Все они прежде всего принадлежали своему МХАТу, тому "театру живого человека", который так последовательно утверждали его основатели. Персонажи, созданные этими актерами, воплощали замысел автора, сливались с образом спектакля, существовали на сцене, как живые люди, всякий раз неповторимые. Ради встречи с ними и стояли нескончаемые очереди в Проезде Художественного театра, - ради того, чтобы услышать, как Анна Каренина говорит сыну: "Милый кутик", как радостно кается сестрам Маша Прозорова: "Люблю этого человека", как читает актриса Негина в своей бедной комнате письмо богатого поклонника."

Е.И. Полякова, театровед, доктор искусствоведения

***************************

Алла Тарасова в роли Анны Карениной

Фрагменты из статьи А.П. Мацкина "Анна Каренина", опубликованной в журнале "Театр" (1937, №3):

"Сила духа толстовской героини в театре еще больше оттеняла ее беззащитность. Правда, в мхатовской Анне была не только одухотворенность, в ней было еще плотское, земное начало. Нельзя забыть, например, как, отвечая на реплику Вронского, укоряющего себя в том, что он причинил Анне столько горя, Тарасова, мягко улыбаясь, чуть задумчиво говорила: "Я - как голодный человек, которому дали есть. Может быть, ему холодно, и платье у него разорвано, и стыдно ему, но он не несчастлив"... В глазах Анны было такое "сияние счастья", а в словах такое сознание осмысленности, насыщенности и физиологической полноты жизни, что это даже шокировало некоторых строгих судей-моралистов 30-х годов <..>

"Пожар страсти" театр не обставлял аксессуарами романтики. В роли у Тарасовой было несколько вспышек-кульминаций в критические минуты драмы, но сама драма развивалась в психологическом русле. У Немировича-Данченко были на этот счет интересные соображения: он говорил, что порой даже в счастливые минуты Анна ходит, как по краю пропасти, у нее нет иллюзий, и она хорошо понимает, что ждет ее впереди. И тем не менее ее цельная натура не раздваивается, Анна не сожалеет ни о чем случившемся и без колебаний идет навстречу своей судьбе, хотя у нее бывают приступы слабости и упадка воли. Возможно, что Художественный театр, развивая эту идею самоотверженного чувства, пошел дальше романа. Но ведь и Толстой сравнивает Анну с мореплавателем, который "видит по компасу", что движется не в надлежащем направлении, и не может, да и не пытается остановить неотвратимое движение. Впоследствии, возвращаясь к истории толстовского спектакля, Немирович-Данченко и Сахновский признавали, что в их трактовке проницательность и мудрое всеведение Анны - одно из необходимых условий трагедии. По логике мхатовской режиссуры, на такой интеллектуальной высоте обостряются все чувства, и в самых обыденных словах неожиданно открывается "разящая жестокость жизни" (Сахновский), чего театр с его эстетикой "художественного максимализма" и добивался. Недаром, по свидетельству Петкера, однажды на репетиции, услышав фразу Анны "Няня, что же мне делать?" - Немирович-Данченко так разволновался, что смахнул слезу и назвал игру Тарасовой "великим праздником артиста". На такие похвалы он был не слишком щедр в свои преклонные годы".

***************************

Алла Тарасова в роли Анны Карениной

Увлекаясь искусством «художественников», я смотрела все это неоднократно. И поняла, как поверхностно мы судили о Тарасовой. Эмоциональная актриса, искренняя актриса. Да, несомненно. С репетиций «Анны Карениной» она уносила дюжину мокрых носовых платков (встречаясь с Сережей после двухлетней разлуки, Анна не могла унять слез). Но эмоциональность охватывала и сферу иронии. А самоирония контролировала нервные вспышки и подъемы. Талантлив был прежде всего ее «осердеченный разум». Она была умна и потому не умничала. Ум, дарованный природой, не книжно-вычитанный, развивали и книги, которые она читала, и пьесы, в которых продуманно и душевно играла.

Л.М. Фрейдкина, театровед, кандидат искусствоведения

***************************

21 апреля 1937 года , в Московском Художественном театре состоялась премьера спектакля "Анна Каренина" по роману Льва Толстого. Я видел этот феноменальный спектакль три раза. Анну играла великая актриса Алла Тарасова, ее мужа Алексея Каренина - лучший, по-моему, актер двадцатого века, рано умерший Николай Хмелев, Вронского - Марк Прудкин. Ангелина Степанова играла Бетси, княгиню Тверскую, Борис Добронравов - обаятельного Стиву, князя Облонского. Поразительна была и постановочная часть: в конце, когда Анна ждет рокового поезда, мы видим его постепенно приближающиеся огни - и вдруг они кидаются на зрителя! Все в ужасе отшатываются. В последний миг закрывается занавес, и в зале несколько секунд длится трагическая тишина - только потом взрывается овация.

Из воспоминаний простого зрителя:

***************************

О спектакле "Анна Каренина" - статья А.К. Тарасовой в газете "Правда", 25.04.1963 г.

Алла Тарасова в роли Анны Карениной

Алла Тарасова в роли Анны Карениной

Алла Тарасова в роли Анны Карениной

Алла Тарасова в роли Анны Карениной

Алла Тарасова в роли Анны Карениной

Алла Тарасова в роли Анны Карениной

Алла Тарасова в роли Анны Карениной

Алла Тарасова в роли Анны Карениной, Николай Хмелев в роли Каренина (в концерте), 1938 год

Марк Прудкин в роли графа Вронского

Марк Прудкин в роли графа Вронского

Ангелина Степанова в роли княгини Тверской

Ангелина Степанова в роли Бетси Тверской

Николай Хмелев в роли Каренина

Николай Хмелев в роли Каренина

Алла Тарасова в роли Анны Карениной

Алла Тарасова в роли Анны Карениной, Марк Прудкин в роли графа Вронского

Алла Тарасова в роли Анны Карениной

Алла Тарасова в роли Анны Карениной, Марк Прудкин в роли Вронского

Алла Тарасова в роли Анны Карениной

Алла Тарасова в роли Анны Карениной, Николай Хмелев в роли Каренина

Алла Тарасова в роли Анны Карениной

Алла Тарасова в роли Анны Карениной, Марк Прудкин в роли Вронского

Алла Тарасова в роли Анны Карениной

Алла Тарасова в роли Анны Карениной (сцена самоубийства)

***************************

Гениальное произведение, безусловный шедевр - знаменитый "Экспромт-Фантазия" Фредерика Шопена. Магическая музыка, загадочная, неземная, непохожая ни на одно другое произведение.

Вообще, классическая музыка представляется мне почти универсальным языком, этаким эсперанто. И, в моем восприятии, композиторы-классики говорят если не на одном, то на схожих языках, имеющих общую основу (как многие европейские языки имеют в своей основе латынь и могут быть более или менее понятны человеку, знающему хотя бы один из них). Что же касается данного конкретного произведения, то эта Фантазия как будто написана на неизвестном прото-языке, не расшифрованном до сих пор и потому звучащем таинственно и завораживающе, как заклинание древнего служителя культа.

Экспромт-Фантазия (Фредерик Шопен)

*******************************


Copyright © 2007-2012 Алла Тарасова. All rights reserved